Классификация стропов, методы изготовления и выбраковка стропов, грузозахватные траверсы и другие грузоподъёмные механизмы.
Стропы представляют собой отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление или открепление грузов.
Термин «строп» произошел от морского термина, обозначающего устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам и скобам.
Стропы классифицируются на следующие типы:
- стальные канатные;
- цепные;
- хлопчатобумажные;
- пеньковые;
- капроновые.
Стальные канатные стропы широко применяются в строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, а также при подъеме и перемещении твердых грузов (оборудование, трубы, строительные детали, металл и т.д.) с использованием кранов.
Стальные канатные стропы обладают рядом преимуществ, включая простоту изготовления, высокую несущую способность и гибкость, удобство в эксплуатации, а также более длительный срок службы по сравнению с канатами из органических растительных волокон или грузовыми стальными цепями.
Стальной проволочный канат характеризуется способностью сглаживать динамические нагрузки и обеспечивать высокую надежность благодаря постепенному разрушению, что позволяет своевременно выявлять и заменять дефектные участки каната до его обрыва.
Стальные канатные стропы по числу ветвей подразделяются на:
- одноветвевые (1 СК);
- двухветвевые (2 СК);
- трехветвевые (3 СК);
- четырехветвевые (4 СК);
- кольцевые (СКК).
Цепные стропы наиболее часто используются в металлургическом и машиностроительном производстве для подъема и перемещения листового и сортового металла, металлоизделий, заготовок и сталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
Цепные стропы классифицируются на:
- одноветвевые (1 СЦ);
- двухветвевые (2 СЦ);
- трехветвевые (3 СЦ);
- универсальные (УСЦ).
Простые стропы (СК, СЦ) применяются для строповки грузов с использованием специальных приспособлений (петли, крюки, рым-болты и т.п.), в то время как универсальные стропы предназначены для обвязки грузов.
Одноветвевые стропы используются для захвата и транспортировки грузов с монтажными петлями или пружинами, скобами и т.д.
Многоветвевые стропы применяются для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций с двумя, тремя и четырьмя точками крепления. Они широко используются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Универсальные стропы применяются при подъеме грузов, обвязка которых обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.). Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используются для обвязки мягких и легких грузов.
Изготовление и контроль качества стропов
Стропы должны соответствовать требованиям РД ГО-33-93, РД 10-231-98, Правилам безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также утвержденной конструкторской документации.
Процесс производства стропов включает следующие этапы.
Выбор каната необходимого качества.
Для стропов используются гибкие канаты с большим количеством проволок при одинаковом диаметре, такие как канаты двойной свивки типа ТЛК-0 6 х 19 + 1 о.c., ЛK- PO 6 х 36 + 1 о. с., ТЛК-О 6 х 37 + 1 о. с., ТЛК-0 36 х 37 + 1 о. с. Допускается применение других типов канатов.
Определение длины каната.
Длина заготовки рассчитывается с учетом длины стропа и отрезков для образования петель, заплетки и технологического припуска.
Определение диаметра каната.
Учитывается масса груза, количество ветвей, угол наклона между ветвями и коэффициент запаса прочности (не менее 6 для стальных канатов, 8 — для пеньковых и 5 — для цепей).
Выбор концевых элементов.
Учитываются места крепления и способы обвязки груза, необходимость наличия коушей в петле. Для стропов с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия без коушей.
Диаметр отверстия должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли — не менее длины заплетенной под коуш. Толщина и величина отверстия определяются расчетом или конструктивно. Для регулировки толщины отверстия используются дополнительные шайбы, приваренные коротким прерывистым швом.
Для обеспечения формы, близкой к эллипсу, и предотвращения деформации каната при нагрузке, отверстие раззенковывается под углом 90° и закругляется по радиусу. Поверхность сопряжения обрабатывается до 10-го класса шероховатости.
Крепление зажимами.
Применяется для временных стропов, работающих без обвязок, крепежных канатов в грузоподъемных механизмах и в случаях, когда невозможно выполнить заплетку. Заплетка является наиболее распространенным способом крепления.
Выбор способа резки.
Резка канатов осуществляется абразивными кругами, зубилом или газовой резкой. Электродуговая резка не допускается из-за риска нагрева и потери прочности проволок.
Для предотвращения раскручивания каната после резки используются мягкие проволоки диаметром 1,5…2 мм, которые обвязываются вокруг предполагаемого места резки с двух сторон на расстоянии 1…4 диаметра каната.
Длина стропа.
Стропы следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.
Недопустимые дефекты.
Цепные стропы подлежат браковке при увеличении звеньев более чем на 3% и уменьшении диаметра сечения более чем на 10%. Кольца, петли и крюки съемных грузозахватных приспособлений бракуются при наличии трещин, износе поверхности более чем на 10%, остаточных деформациях более чем на 5%.
Канатные стропы бракуются при превышении числа видимых обрывов проволок на участке длиной 3d, 6d и 30d для канатов диаметром соответственно d, 2d и 3d.
Канаты бракуются при уменьшении диаметра в результате износа или коррозии на 7% и более, а также при повреждении внутреннего сердечника. При уменьшении диаметра на 40% и более канат также подлежит браковке.
Стропы не допускаются к использованию при выявлении следующих дефектов: обрыв прядей, корзинообразная деформация, выдавливание сердечника, выдавливание или расслоение прядей, местное увеличение или уменьшение диаметра, раздавленные участки, перекручивания, заломы и перегибы, повреждения от температурных воздействий или электрического дугового разряда, деформированные или изношенные коуши, трещины на опрессовочных втулках, признаки смещения каната в заплетке, поврежденные оплетки, крюки без предохранительных замков.
Поврежденные стропы должны быть изъяты для проведения ремонта после осмотра или технического освидетельствования.
Статические испытания стропов нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 25%, проводятся после их изготовления.
На каждом стропе должна быть маркировочная бирка с указанием завода-изготовителя, порядкового номера, грузоподъемности и даты испытания.
Грузозахватные траверсы
Для транспортировки крупногабаритных и длинномерных объектов рекомендуется использовать грузозахватные траверсы. Применение традиционных канатных строп приводит к снижению полезной высоты подъема крюка крана из-за значительной длины ветвей стропа, а также к возникновению сжимающих напряжений в поднимаемом элементе и изгибающих напряжений в монтажных петлях. Существует множество разнообразных конструкций траверс.
В траверсах, в которых несущие стропы закреплены с возможностью перестановки вдоль балки, крепление обойм для несущих стропов осуществляется с помощью пальцев, которые вставляются в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко изменять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемого объекта.
Данная конструкция является универсальной балочной траверсой. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно использовать при подъеме объектов, элементы которых расположены на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе также предусмотрены обычные (небалансирные) стропы.
Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и кровельных покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы на траверсе может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае уменьшается потеря высоты подъема крюка крана, однако конструкция требует высокой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к деформации фермы.
Строповые устройства с дистанционным и автоматическим управлением
Применение строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением способствует повышению уровня безопасности при выполнении стропальных работ.
Значительные преимущества имеют строповые устройства с электромагнитным и пневматическим приводом дистанционного управления для осуществления расстроповки непосредственно из кабины крана.
Существует множество различных конструкций строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением.
В универсальном грузозахватном устройстве с дистанционным отцеплением крюка после установки конструкции на место происходит ослабление ветви стропа, и с помощью рычага или каната крюк поворачивается относительно вертикальной оси в диапазоне 120°.
Разработаны устройства для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа: на однорогом крюке крана монтируется устройство, состоящее из двух фигурных скоб. Скоба перекрывает верхним концом зев крюка крана, выполняя роль предохранительного замка. Крюк крана освобождается от петли грузового стропа при упоре пяты скобы в груз.
При этом крюк скользит внутрь обоймы, и звено стропа сбрасывается щеками скобы.
При использовании канатиков для дистанционной расстроповки грузов необходимо проявлять особую осторожность, так как их защемление может привести к самопроизвольной расстроповке груза.