Довольно часто, принимая у наших партнёров заказ на поставку стропов, мы консультируем представителя заказчика и рассказываем от чего зависит грузоподъёмность того или иного стропа. В этой статье попробуем разъяснить этот вопрос для текстильных ленточных стропов.
Довольно часто, принимая у наших партнёров заказ на поставку стропов, мы консультируем представителя заказчика по вопросам грузоподъемности того или иного стропа. В этой статье попробуем разъяснить этот вопрос для текстильных ленточных стропов.
Как и для других видов стропов, грузоподъёмность текстильных ленточных стропов является величиной расчётной, т.е. виртуальной, принимаемой в расчёт в зависимости от тех или иных условий. Физической же величиной является разрывная нагрузка ленты, то есть усилие, в результате действия которого строп начнёт разрушаться. Разрывная нагрузка лент, из которых изготавливаются текстильные стропы, зависит от ширины ленты – чем шире лента, тем большую нагрузку она может испытывать прежде, чем разрушится.
Подъём и перемещение грузов очень ответственный вид работ, при котором необходимо обеспечить гарантированную безопасность, как для работников, так и для перемещаемых грузов. Поэтому, при расчёте рабочей нагрузки для ленточных стропов, в соответствии с ПБ 10-382-00. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» коэффициент безопасности принимают равным 8:1
« 2.19.5. При проектировании стропов из канатов и лент, для ветвей которых используют пеньковые, хлопчатобумажные или синтетические материалы, коэффициент запаса прочности по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 8». Подробнее.
В то же время, большинство производителей текстильных стропов изготавливают их в соответствии с РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». В соответствии с пунктом 3.1.6 коэффициент безопасности может быть принят равным 7:1
« 3.1.6. При расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви стропа по отношению к ее разрушающей нагрузке, указанной в сертификате, должен быть не менее 7».
Разрывная нагрузка для лент разной ширины определяется опытно-экспериментальным путем и указывается изготовителем ленты в протоколе испытаний. В настоящий момент 99% ленточных стропов изготавливается из полиэстеровых лент. Ниже мы приводим таблицу с величинами разрывных нагрузок для стандартного ряда полиэстеровых лент, применяемых при изготовлении текстильных стропов:
Ширина ленты, мм | Цвет | Разрывная нагрузка ,кг |
30 | Фиолетовый | 4 500 |
60 | Зеленый | 9 000 |
90 | Желтый | 13 500 |
120 | Серый | 18 000 |
150 | Красный | 22 500 |
180 | Коричневый | 27 000 |
240 | Синий | 36 000 |
300 | Оранжевый | 45 000 |
300 | Оранжевый | 54 000 |
Таким образом, можно рассчитать, например, максимальную рабочую нагрузку (грузоподъёмность) стропа из ленты 120 м, серого цвета, при коэффициенте безопасности 7:1 – 18 000 кг / 7 = 2 571,43 кг. Так как при изготовлении стропов швейным способом происходит неизбежные повреждения волокон ленты: проколы иглой, растяжения и т.д. – от полученной грузоподъёмности отнимают ещё 10-12%: 2 571,43 – 12% = 2 262,88 кг т.е. чуть более 2,0 тн. Таким же способом можно рассчитать грузоподъёмность для лент других размеров.
Для удобства в эксплуатации, ленточные стропы шьют в два, три и более слоёв. Так достигают необходимой грузоподъёмности, применяя более узкие ленты. Например, строп грузоподъёмностью 2,0 т можно изготовить из ленты 60 мм сшив её в два слоя: (9 000 кг / 7) * 2 слоя – 12% = 2 262,88 кг, то есть те же 2,0 тонны.
Конечно, грузоподъёмность стропа зависит от схемы строповки груза, но это уже тема для отдельной статьи.